Как выяснил L.R, в начале 2020 года ФСБ и МВД начали расследование в отношении группы граждан, которые занимались незаконными поставками сигарет белорусского производства в Россию. Организатором схемы является индивидуальный предприниматель из Ярославля Геворг Гевондян, который, заподозрив слежку, стал искать пути общения с силовиками. Через знакомого-посредника он получил контакт, якобы действующего высокопоставленного сотрудника Центрального аппарата ФСБ.
Этим сотрудником оказался майор Александр Выскребенцев, ранее служивший на Лубянке старшим оперуполномоченным управления «П» СЭБ (контрразведывательное обеспечение промышленных предприятий), но уже уволенный в запас. Посредник заверял, что этот чекист за 10 миллионов рублей может повлиять на прекращение оперативно-розыскных мероприятий и предотвратить возбуждение уголовного дела.
Летом 2020 года стороны, используя мессенджер Signal, договорились о встрече на Минском шоссе при въезде в Москву. Выскребенцев приехал на мотоцикле и сразу предупредил, что поставщикам сигарет придется «залечь на дно» как минимум на три месяца, пока решаются деликатные вопросы. Гевондян попросил отсрочку и уехал, но сразу же связался с посредником, который в настойчивой форме стал уговаривать его принять предложение.
Через полчаса в том же месте состоялась повторная встреча, и стороны ударили по рукам. Выскребенцев, согласно свидетельским показаниям, похвалил «правильный выбор», забрал деньги и быстро уехал.
После встречи группа Гевондяна на три месяца прекратила перевозку и продажу безакцизных табачных изделий. Как только она возобновила свою деятельность, первую же фуру с сигаретами задержали в Ярославской области сотрудники ФСБ. После этого региональное СУ СКР возбудило два уголовных дела, позже соединив их в одно производство, — по ч. 6 ст. 171.1 УК РФ (приобретение и перевозка товаров без маркировки) и по ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе). Следствие ходатайствовало об отправке фигурантов в СИЗО, однако районный суд Ярославля не нашел достаточных оснований для обвинений по 210-й статье и избрал всем домашний арест.
Этот факт Выскребенцев и действующий в сговоре с ним посредник попытались обернуть в свою пользу. Гевондяну сообщили, что высокопоставленный чекист будто бы лично хлопотал за мягкую меру пресечения, а такая услуга стоит 8 млн рублей. Когда выяснилось, что посредник самовольно изъял эту сумму из предоплаты за табачную продукцию и передал их майору, Гевондян написал заявление в ФСБ. В рамках оперативного эксперимента было зафиксировано несколько деловых переговоров в ресторанах, а затем возбуждено уголовное дело о мошенничестве группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, полученные деньги Выскребенцев поделил с посредником.
При обыске в московской квартире Выскребенцева среди прочего обнаружилась наличность в 3,75 млн рублей и $90 тыс., служебное удостоверение сотрудника СЭБ, документы о купле-продаже люксовых автомобилей Mercedes-Bеnz AMG 63, Lexus LX 570, BMW X6 Competition и т. п. Кстати, сам майор для передвижения использовал зарегистрированный на супругу BMW X7 M50D 2020 г.в., чья стоимость на вторичном рынке составляет около 10 млн рублей.
Посредник заключил досудебное соглашение, и его дело выделили в отдельное производство. Выскребенцев, напротив, своей вины не признал, настаивая на оговоре. Он утверждал, что Гевондян выдумал все историю, поскольку не хотел отдавать долг в $65 тыс. По словам майора, эту сумму он выделил на развитие легального табачного бизнеса, а в качестве гарантии его супругу сделали соучредителем одной из коммерческих фирм. Также обвиняемый упирал на то, что у него нет мотоцикла, а летом 2020 года он болел коронавирусом и ни с кем не встречался.
Одинцовский городской суд критически отнесся к доводам подсудимого, в том числе о том, что служебное удостоверение он не сдал по ошибке. Приговором Выскребенцеву с учетом различных смягчающих обстоятельств назначили 4 года лишения свободы условно со штрафом в 500 тыс. рублей. Деньги, изъятые в ходе обыска, суд постановил вернуть осужденному. Приговор не обжаловался и вступил в законную силу.