О том, что беларусские бизнесмены приехали на COP29 в Баку как представители правительства Зимбабве, стало известно благодаря опубликованным 11 ноября данным ООН о посетителях конференции.
И Александр Зингман, и Олег Водчиц вошли в состав делегации Министерства окружающей среды, климата и дикой природы этой африканской страны.
Оба бизнесмена фигурировали в международных скандалах и журналистских расследованиях.
Золото, оружие, Беларусь и Африка
Александр Зингман, почетный консул Зимбабве в Беларуси, не единожды фигурировал в публикациях СМИ как человек с особыми связями в правительстве этой страны. Его имя упоминалось в рамках проекта по добыче золота компании Zim GoldFields, привлекшего внимание журналистов. Зингман был одним из конечных владельцев этой фирмы — к нему вела цепочка от офшорной компании. Сам бизнесмен это отрицал.
Zim GoldFields неоднократно критиковали за нарушение экологических норм. В частности, добыча полезных ископаемых, согласно The NewsHawks, велась в русле реки Одзи, что привело к загрязнению воды и вспышкам холеры. Местные жители и экологи утверждали, что компания перенаправила русло реки Мутаре, что усугубило состояние окружающей среды в регионе. В сентябре 2020 года правительство Зимбабве запретило добычу в русле реки Мутаре, но нарушения со стороны Zim GoldFields продолжились, а скандалы и жалобы не прекратились. [*]
Zim Goldfields сотрудничала с китайскими субподрядчиками, которых привлекали к разработкам. В результате их деятельности, сообщало издание The NewHawks, возникли масштабные проблемы со здоровьем населения.
Директор зимбабвийского Центра исследований и развития Джеймс Мупфуми в комментарии журналисту OCCRP заявил, что компания Zim GoldFields с самого начала добычи полезных ископаемых была защищена от какой-либо ответственности.
«Даже местному агентству по охране окружающей среды не разрешалось проводить проверки на соответствие требованиям, — говорит Мупфуми. — Несмотря на запрет правительства на добычу на русле рек Zim GoldFields сохранила эксклюзивные права на добычу... Таким образом, отношения этой горнодобывающей компании и правительства носят исключительно корыстный характер и не имеют ничего общего с экономическими интересами жителей Зимбабве».
Другая компания — Aftrade DMCC, связанная с Александром Зингманом, участвует в крупных сделках между Беларусью и странами Африки. Она поставляет в африканские страны беларусскую технику, включая продукцию МАЗ, МТЗ, ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Гомсельмаш» и ОАО «Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод"». Aftrade DMCC заключала соглашения о продаже техники этих предприятий, по данным некоторых зимбабвийских СМИ, по завышенным ценам. Суммы исчисляются сотнями миллионов долларов. По документам, которые есть в распоряжении БРЦ, Зингман являлся единственным собственником Aftrade DMCC с 2019 по 2021 годы. Владеет ли он компанией на момент публикации, мы не знаем.
Президента Зимбабве периодически фотографируют с Зингманом, иногда в неформальной обстановке. Это может свидетельствовать об их близких отношениях.
Олег Водчиц — деловой партнер Зингмана — также, согласно информации The NewsHawks, был замешан в сомнительных операциях. [*] В 2021 году обоих задержали в Демократической Республике Конго после встречи с бывшим президентом Жозефом Кабилой. Тогда их заподозрили в незаконных сделках, связанных с торговлей оружием.
«Причастность этих двоих к зимбабвийской делегации требует расследования»
Приглашение Зингмана и Водчица на климатический саммит вызвало негативную реакцию у некоторых экспертов и зимбабвийских политиков.
Исполнительный директор Центра по управлению природными ресурсами Зимбабве Фарай Магуву говорит, что случившееся нельзя оставлять без разбирательств.
«Причастность этих двоих к зимбабвийской делегации требует расследования, учитывая их неоднозначную историю, которая включает в себя некачественную добычу полезных ископаемых и сделки с оружием. Зимбабве снова и снова демонстрирует склонность к ведению бизнеса с физическими и юридическими лицами, чья профессиональная и деловая хватка вызывает сомнения», — сказал в комментарии для OCCRP Фарай Магуву.
Зимбабвийский политик Регаи Цунга в комментарии журналисту The NewsHawks Оуэну Гагаре назвал участие в конференции Зингмана и Водчица коварным поступком:
«Включение Александра Зингмана и его делового партнера Олега Водчица в список участников и гостей Министерства окружающей среды является явно неправомерным, нечестным, неискренним и откровенно коварным поступком. Это сознательная попытка ввести в заблуждение ключевые международные аудитории, заинтересованных сторон и граждан Зимбабве относительно сомнительных, разрушительных и неустойчивых моделей ведения бизнеса и добычи полезных ископаемых, которыми занимаются компании, в которых они имеют интересы или являются “акционерами”. Это негативно сказывается на имидже правительства Зимбабве и усиливает восприятие коррупции на высоком уровне».
Мы обратились в Министерство окружающей среды Зимбабве с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответа на момент публикации не получили.
«Арест Зингмана был политически мотивирован»
Мы обратились к Александру Зингману и Олегу Водчицу за комментариями по поводу их участия на COP29 и связанных с этим обвинений. На запрос ответил юрист Дэниель Л. Дельнеро, партнер компании BGD Legal & Consulting LLC, представляющий интересы Александра Зингмана:
«В ответ на вопросы, поднятые в вашем письме, предоставляем следующую информацию:
Господин Зингман принял участие в COP29 в своей роли Почетного консула Зимбабве в Беларуси. В рамках этой должности господин Зингман посещает мероприятия с участием и от имени Зимбабве в странах СНГ.
Как уже сообщалось ранее, компания Zim Goldfields так и не начала свою деятельность. Компания была официально ликвидирована в 2020 году и имела активы в размере всего 100 долларов США. Корпоративные документы, подтверждающие ликвидацию Zim Goldfields, прилагаются к данному письму.
Арест господина Зингмана в ДРК был политически мотивирован, и в конечном итоге он был освобожден от каких-либо обвинений властями ДРК после двухнедельного содержания под стражей и незаконного допроса. Господину Зингману не было предъявлено обвинений, и он не имеет никакого отношения к торговле оружием или горнодобывающей промышленности.
Мы надеемся, что это письмо ответит на ваши вопросы. Мы также предупреждаем, что любые ложные или вводящие в заблуждение сообщения будут встречены оперативными юридическими мерами, и оставляем за господином Зингманом право на использование всех доступных ему правовых средств».
Документов о ликвидации Zim Goldfields журналисты БРЦ от Дельнеро не получили. Юрист прислал сведения о ликвидации Midlands Goldfields Limited (MGL), основного соучредителя зимбабвийской компании. При этом факт ликвидации MGL не мешал Zim Goldfields функционировать в декабре 2023 года. Показательно, что еще осенью 2021 года в ответе на запрос журналистов компания Aftrade DMCC отрицала связь MGL с Александром Зингманом. [*]
В своем втором, уточняющем ответе БРЦ юрист Дэниель Л. Дельнеро продолжил настаивать: «Г-н Зингман никак не связан с Zim Goldfields и, как таковой, ничего не знает о деятельности компании в 2023 году».
Управляющий директор Корпорации развития горнодобывающей промышленности Зимбабве (ZMDC) Блессинг Читамбира в интервью нашим коллегам из The NewsHawks заявил, что «[Midlands Goldfields] по-прежнему партнер [Zim Goldfields]».
На вопрос, известно ли ему о том, что MGL, так называемый основной акционер, был ликвидирован 22 сентября 2020 года, Читамбира ответил, что это стоит уточнить у беларусов.
О том, что Zim Goldfields LTD продолжает работать в Зимбабве, может дополнительно свидетельствовать и лицензия на добычу россыпного золота, полученная в июле 2023 года. Она действительна до июля 2025-го. [*]
Дэниель Л. Дельнеро, представляющий интересы Александра Зингмана, в своем втором письме БРЦ уточнил роль беларусских бизнесменов в составе зимбабвийской делегации: они «дают рекомендации делегации Зимбабве относительно ориентации в политической и деловой среде стран СНГ» и выступают «в качестве консультантов делегации Зимбабве».