
Об этом сообщил Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
Согласно заявлению, станция остановлена, а перекачка нефти в Новороссийск “происходит в сниженных режимах” по обходному маршруту. В станцию с интервалом ударили семь дронов с поражающими элементами “с целью не только нарушить работу объекта, но и вызвать жертвы среди оперативного персонала станции”, сообщает КТК. Однако ни разлива нефти, ни пострадавших нет, ущерб оценивается.
“Кропоткинская” - самая крупная станция трубопровода КТК, через который на экспорт идет до 80% нефти Казахстана - порядка 60 млн т в год. Способных заменить ее полностью “обходных вариантов” не существует. Пока, пишет Минэнерго Казахстана, ограничений в приеме нефти со стороны КТК нет.
КТК имеет геополитическое измерение: казахская нефть, перекачиваемая по нефтепроводу через Кавказ, далее идет из Новороссийска танкерами в основном в Европу. В консорциуме участвуют российская «Транснефть» (24%) и казахстанский “КазМунайГаз” (19%), а также Chevron, “Лукойл” и другие компании. Санкциям нефть из Казахстана не подвергается.
Казахстан не первый год ищет альтернативные варианты экспорта в обход России, и даже закупил танкеры для каспийского плеча. Главный действующий, но маломощный вариант - маршрут через Азербайджан, Грузию и Турцию Баку — Тбилиси — Джейхан.
Это первый на постсоветском пространстве нефтепровод, построенный без участия России, его оператором является BP. Казахстан рассчитывает на рост мощности на этом направлении до 20 млн т в год с нынешних 1,5 млн т, но конкретных планов пока нет. В контексте расширения нефтепровода сразу же возникает вариант спрямления трассы на Джейхан через Сюникский коридор, что политически неприемлемо для Армении.