«Нам всем предстоит большая борьба. Потому что всем понятно, для чего принимается закон и какие у него политические цели. И пока эти цели есть, никто не слушает спокойно, а говорят: „Ну ладно, вас же точно не будет касаться. Мы сделаем так, чтобы вас не касалось. Чтобы не касалось этого нормального просвещения, а осталось для разной политической пропаганды“. Это не про нас», — сказал он.
Также Пиотровский добавил, что в Союзе музеев готовят акты по поправкам к закону.
«Как сделать так, что чтобы нас и вообще нормального просвещения это не касалось. Не любительского, а профессионального, государственного — университетов, музеев. Чтобы было ясно, что я имею право пойти читать лекцию. Меня зовут — я иду и читаю лекцию, и ни у кого разрешения не спрашиваю. Не знаю, вроде имею право. Может, и не имею права. Мы будем всё это выяснять», — объяснил ситуацию директор Эрмитажа.
Законопроект, который закрепляет в законе об образовании понятие «просветительская деятельность», был принят Госдумой в середине марта, а в апреле его подписал президент. Под «просветительской деятельностью» предлагается понимать осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, которая направлена «на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции» и осуществляется «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Предлагается наделить профильные министерства в кабмине полномочиями по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности и форм контроля за ней. То есть фактически вся эта деятельность ставится под контроль государства. Документ запрещает использование такой деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В том числе «посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях».