19 мая Кабинет министров переизбрал 5 членов наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» сроком на 1 год.
«Правительство остается преданным дальнейшей реформе корпоративного управления по лучшим мировым стандартам, где четко определены не только права и обязанности, но и ответственность за работу», – объяснил принятое решение премьер-министр Денис Шмыгаль в своем Facebook.
Этому публичному заявлению предшествовало две недели интереснейших событий, о которых ни одна из сторон предпочитает не говорить. Как известно, демарш членов наблюдательного совета начался буквально на второй день после увольнения с должности главы правления «Нафтогаза» Андрея Коболева.
«Все члены наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины», присутствовавшие в пятницу на внеочередном заседании, подают компании письменные уведомления о досрочном прекращении своих полномочий с 14 мая этого года. Набсовет воспользуется следующими двумя неделями с момента подачи сообщений о прекращении полномочий для оказания поддержки компании, насколько это возможно, и чтобы обеспечить надлежащую передачу полномочий, и проинформирует акционера относительно деталей в начале следующей недели», – говорилось в сообщении НС за 30 апреля.
Новости по теме: Зеленский ветировал закон об обличителях коррупционеров
Свою принципиальную позицию в набсовете объяснили тем, что способ увольнения Коболева по сути стал ритуалом умерщвления реформы корпоративного управления, которая несколько лет назад была проведена в корпоративном госсекторе Украины. Так, по существующим правилам, снять или назначить главного менеджера «Нафтогаза» его акционер, Кабмин, может только по представлению (инициативе) набсовета.
Но в случае с Андреем Коболевым решение было принято «в сокращенном варианте».
Правительство в рамках общего собрания акционеров «Нафтогаза Украины» 28 апреля признало неудовлетворительной работу набсовета и правления компании, и сначала прекратило полномочия всех членов НС, затем уволило главу правления Коболева, а через два дня восстановило набсовет в прежнем составе, но уже к тому моменту приняв решение о назначении первым лицом НАК Юрия Витренко.
С точки зрения корпоративного этикета, такая последовательность действий является чистой манипуляцией. С точки зрения закона – процедурность была полностью соблюдена.
И если в самом начале этой кадровой чехарды набсовет «Нафтогаза» считал своим долгом уйти, то несколько раундов переговоров с правительством заставили членов этого органа передумать.
Согласие независимых членов набсовета остаться на год бьет по интересам всех заинтересованных лиц. В случае с Андреем Коболевым оно нивелирует его главный тезис «о смерти корпоративной реформы», и одновременно подчеркивает, что Коболев был уволен не по политическим мотивам, а из-за отрицательных результатов финансовой деятельности, и постоянной демонстрации снижения добычи газа. Но если для Коболева это «проблема о прошлом», то для Витренко – «о будущем».
Как известно, сегодняшний глава правления «Нафтогаза» неприкрыто критиковал сегодняшний состав наблюдательного совета, называя его некомпетентным.
«(В «Нафтогазе» – «ОЛИГАРХ») падает добыча третий год подряд. В наблюдательном совете нет ни одного специалиста по добыче, который бы имел соответствующее специальное образование и опыт работы. Как человек без специальности может контролировать такую профессиональную отрасль, как добыча газа? В наблюдательном совете компании нет юристов, которые разбирались бы в украинском антимонопольном законодательстве. Они не понимают украинский контент. Они верят в то, что им говорит председатель правления. Это нормально или это системная ошибка существующей модели корпоративного управления?», – заявлял Витренко несколько месяцев назад в статусе и.о. министра энергетики.
С того момента его отношение к набсовету не изменилось. Но проблема даже не в том, как теперь главе «Нафтогаза» «смотреть в глаза» оппонентам-коллегам, которых он критиковал.
Главное препятствие Витренко в складывающейся конструкции в том, что, по данным «ОЛИГАРХА», одним из условий «наблюдателей» остаться, которое они выдвинули правительству, являлось условие сохранения существующего состава правления НАК. А поскольку там сейчас находятся исключительно «штыки» Коболева, Юрий Витренко на своей должности скоро может все больше походить на «английскую королеву».