Если, конечно, «атомщики» не сделают очередное щедрое предложение иностранному партнеру. Возможно, так оно и будет. Боливия до сих пор не может выбрать будущего подрядчика и многое, как признаются сами организаторы конкурса, будет зависит от инвестиций.
О чем речь?
30 апреля 2021 года боливийская Yacimientos de Litio Bolivianos (далее YLB) объявила тендер по прямому извлечению лития на месторождении Салар-де-Уюни. Заявки на участие в конкурсе подали двадцать компаний, включая «Росатом». Результаты тендера должны были объявить 15 июня 2022 года, однако YLB свой выбор пока так и не сделала.
Вместо этого на официальном сайте компании появилось сообщение об окончании приема заявок и промежуточном результате тендера. Среди подрядчиков прошедших финальный отбор оказались «Росатом», американский стартап Lilac Solution (ранее в него вложилась BMW) и еще четыре китайских компании.
Теперь YLB предстоит сравнить предложенные участниками конкурса проекты по добыче лития на сложном месторождении. Как отмечают в самой компании, выбор победителя тендера во многом будет зависть от технологии добычи лития, экологичности метода, инвестиций, затрат на строительство производства и сроков выполнения плана. Вероятно, в большей степени на выбор будут все же влиять инвестиции. Сама же YLB, по слухам, вложит в разработку Салар-де-Уюни около $2 миллиардов.
Литиевый Клондайк с проблемами
Месторождение Салар-де-Уюни - высокогорный солончак. Там до сих пор добывают легкий металл старым способом через насосы. Процесс выходит дорогим (большие затраты на электроэнергию), долгим, теряется 40% важных компонентов (литий, натрий, кобальт, магний, хлорид, калий, и другие). При этом месторождение входит в литиевый треугольник (Боливия, Аргентина, Чили), здесь сосредоточены огромные запасы легкого металла.
Однако, боливийский литий - проблемный. Он сильно смешан с другим, близким по периодической таблице металлом, магнезием. Чтобы их разделить, требуется еще больше энергии и химикатов. Собственно, поэтому местные власти и решили привлечь иностранных партнеров для разработки месторождения.
Одним из претендентов на роль добытчика лития выступает «Росатом». Российская госкорпорация не первый год грезит литиевым рынком, вернее, возможностью заработать на нем деньги. Проблема в том, что своего сырья недостаточно, а другие страны делиться не хотят. И вот он шанс, боливийский тендер. О своем участии в нем «атомщики» объявили еще в начале мая 2021 года. Причем довольно уверенно, как если бы контракт уже был у них в кармане.
К слову в том же году «Росатом» решил выпускать с корейской Enertech International Inc батареи для электромобилей. Общей емкостью три гигаватт-час в год. Еще не добытому литию уже нашли примененние? Хотя, есть вероятность, что выпускать госкорпорация вовсе ничего не собиралась.
Возможно, идея была в том, чтобы брать корейские батареи (как акционер корейской фирмы «Росатом» имеет на это право), продавать их своему заводу (от лица технического партнера, естественно), затем упаковывать продукт в собственную упаковку и продавать с наценкой уже российскому потребителю.
Интересно, что и завод по производству батарей собирались стоить в основном за счет «инвестиционного ресурса» «Росатома» (подробнее об этом и о самой компании в материале: ««Росатом» «спасет» Балтийскую АЭС батарейками. Из Кореи»). Возможно, позднее добытый в Боливии литий тоже использовали бы для производства аккумуляторов только уже с расчетом на иностранных покупателей.
Однако, все пошло не по плану и в конкурс сначала прошли китайские компании, а затем и американский стартап. Причем у первых есть вполне неплохие шансы на победу в тендере. Если, «Росатом» не предоставит больше инвестиций, естественно.
Желание госкорпорации пролезть на рынок лития вполне понятно, сейчас мировая добыча сырья сосредоточена в руках пяти компаний, у многих есть контракты с крупными производителями автомобилей.
Неудивительно, что «Росатома» готов вложиться в инвестиции. Правда, чтобы победить в тендере, их потребуется много. А помня об инвесторах самой компании, вероятно тратить деньги на добычу лития в Боливии будут бюджетные (подробнее в материале: «Золотой дождь: «Росатом» выпросил деньги на «нафталиновые» АЭС»).