Днестр — крупнейшая река Молдовы и Западной Украины и самый крупный источник воды в Молдове. Ежедневно около 26,8 млн кубометров идет на обеспечение почти 8 млн жителей, в том числе таких крупных городов, как Одесса и Кишинев. Но эта вода, говорят эксперты, может быть непригодна для питья. Особенно остро проблема стоит в Сороках. Этот райцентр на севере Молдовы ежедневно сливает в Днестр без какой-либо очистки более 2,5 тыс. тонн фекалий. В издании NewsMaker разбирались, что же попадает в водопроводы городов Молдовы и Украины.
«Вы пьете из нашей канализации»
Проблема загрязнения Днестра фекалиями в Сороках существует уже на протяжении 20 лет. Там фактически нет очистных сооружений, единственный фильтр для канализации — резервуар, где отстаиваются крупные фракции. Остальное попадает в реку, вода из которой поступает в водопровод 10 крупных молдавских и украинских городов на обоих берегах ниже по течению, в том числе — в Кишинев и Одессу.
Крепость XV века на правом берегу Днестра, Сороки, Молдова. Фото: Игорь Чекан/NewsMaker
В 70-е годы прошлого века очистные сооружения в Сороках построили на территории украинского села Цекиновка. Сточные воды туда поступали по трубопроводу, который после распада СССР постепенно вышел из строя. С 1993 по 2001 год неочищенные стоки из Сорок периодически попадали в грунт, подземные и наземные воды, колодцы, расположенные возле коллектора, и реку Днестр. Денег на ремонт не было, и с 2001 года использование комплекса было приостановлено. Стоки из Сорок после первичной обработки стали сбрасывать прямо в Днестр.
В период 2001-2006 годов Украина и Молдова вели переговоры о ликвидации загрязнения бассейна реки Днестр и эксплуатации очистных сооружений. Договорились о ремонте либо строительстве в Сороках очистных сооружений и вывозе молдавской стороной загрязненного ила с территории Украины. Однако вывоз так и не организовали, ссылаясь на отсутствие средств.
За это время в городе шесть раз сменилось руководство. «Это проблема переходит от одного руководства Сорок к другому. Вопрос нужно решать на национальном уровне. Мэрия не обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы справиться самостоятельно с этой проблемой», — говорит пресс-секретарь мэра Сорок Стелиана Соловей.
В мэрии уточнили, что речь идет о сумме около 5 млн евро. Но пока на технико-экономическое обоснование очистных сооружений в Сороках заложили в госбюджет на 2021 год лишь 192 тыс. леев (9,1 тыс. евро).
Мусор и бытовые отходы на берегу Днестра, Сороки, Молдова. Фото: Игорь Чекан/NewsMaker
«В 2011 году, став мэром, я неоднократно пыталась решить этот вопрос, но правительство меня не слышало, — рассказывает Елена Боднаренко, которая была мэром Сорок с 2011 по 2014 год. — Дошло до того, что через социальные сети я предупредила о голодовке, если меня не примут в Кишиневе. Встреча состоялась, и даже были сдвиги: договоренности с внешними партнерами, но вскоре правительство сменилось, и о нашей проблеме снова забыли».
С 2001 года Украина относит сорокские очистные сооружения (по сути отсутствующие) к объектам, которые могут привести к экологической катастрофе на Днестре. С этим согласны и местные экологи. По их словам, ситуация дошла до предела, но местные жители уже просто опустили руки, и не верят ни в обещания властей, ни в то, что можно что-то изменить.
Новости по теме: На базе отдыха во Львовской области женщина убила двух маленьких дочерей и застрелилась
Сточные воды сливаются в Днестр, Сороки, Молдова. Фото: Игорь Чекан/NewsMaker
«Как можно так относиться к своему городу, к реке? Кишинев пьет, Одесса пьет эту воду. Вы пьете нашу канализацию в чистом виде! Дно нашего Днестра не похоже на дно реки. Оно похоже на дно канализации», — возмущается экоактивистка Элона Болгарь.
Молдова, по мнению экологов, больше загрязняет реку сточными водами, чем Украина, хотя протяженность Днестра на молдавской территории меньше, чем на украинской. Из украинских городов больше всего органических отходов в Днестр сбрасывают Каменец-Подольский, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь. Из молдавских — Бельцы и Кишинев.
Как Молдова и Украина загрязняют Днестр?
Как отмечается в Плане управления трансграничным речным бассейном Днестра, подготовленным экспертами Молдовы и Украины, в 2017 году со сточными водами коммунальных предприятий в бассейн реки попало:
1,446 тыс. тонн азота аммонийного (0,222 тыс. тонн – Украина и 1,224 тыс. тонн – Молдова); 2,328 тыс. тонн нитратных соединений азота (2,252 тыс. тонн и 0,076 тыс. тонн соответственно);0,047 тыс. тонн азота в нитритной форме (0,021 тыс. тонн и 0,026 тыс. тонн соответственно); 0,537 тыс. тонн фосфора ортофосфатов (0,235 тыс. тонн и 0,301 тыс. тонн соответственно).Река Днестр в окрестностях города Сороки, Молдова. Фото: Игорь Чекан/NewsMaker
«Эта вода опасна для здоровья людей»
В Сороках вода в реке непригодна даже для купания и не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. При этом, по заверению государственной экологической службы, уже через 20 км вниз по течению от Сорок Днестр самоочищается с помощью элементов естественной экосистемы — рыб, микроорганизмов, растений, камышовых зарослей.
Воду для Кишинева и Одессы качают ниже по течению. И по оценке кишиневского водоканала, вода из крана соответствует норме. Так ли это на самом деле?
«Если анализировать гидрохимические показатели, то действительно, вода Днестра достаточно хорошая — относится ко второй, иногда к третьей группе загрязнения, — говорит глава организации Eco-TIRAS Илья Тромбицкий. — Но если мы возьмем бактериологические показатели, то они находятся на четвертом-пятом уровне европейского класса. То есть это грязная и очень грязная вода. Она просто опасна для здоровья людей».
По словам бывшего госсекретаря по вопросам сельского хозяйства и окружающей среды Юлианы Кантаражиу, система оценки качества воды в Молдове не соответствует европейским стандартам. В законодательстве, по ее словам, нет термина «экологический статус», и нет возможности выявить опасные химические вещества в воде.
Река Днестр в окрестностях города Сороки, Молдова. Фото: Игорь Чекан/NewsMaker
«Не определяются порошки в составе питьевой воды. Это большой минус, так как есть химические элементы, которые очень плохо распадаются естественным путем или не распадаются вообще, годами попадая к нам в кран. Если биологические отходы могут съесть рыбы, то химические субстанции не распадаются настолько быстро», — отмечает Кантаражиу.
Она сомневается, что ту воду, которую в Молдове и Украине квалифицируют, как «питьевую», действительно можно пить. «У меня есть большие сомнения, стоит ли пить воду из-под крана. Но это решать каждому», — резюмировала эксперт.