McKinsey заплатит 573 миллиона долларов по «опиоидному делу»

McKinsey заплатит 573 миллиона долларов по «опиоидному делу»
McKinsey заплатит 573 миллиона долларов по «опиоидному делу»
Одна из крупнейших консалтинговых фирм мира согласилась выплатить более полумиллиарда долларов, чтобы в США свернули расследование в ее отношении. Власти США изучают роль компании в консультировании фармпредприятий по вопросам повышения объемов продаж опиоидов, в то время как страна страдает от «опиоидной эпидемии».

Более десяти лет McKinsey давала Purdue Pharma советы, как увеличить прибыль от продаж препарата: например, ориентироваться на медработников, часто выписывающих рецепты на опиоиды. Этой фармкомпании предлагали обращаться к врачам с просьбой чаще назначать пациентам оксиконтин и выписывать им более высокие дозировки в обход аптечных ограничений. Об этом во вторник сообщила генпрокуратура Нью-Йорка.

Соглашение заключили с 53 юрисдикциями, включая 47 штатов США. Оно предусматривает и другие требования помимо штрафа в размере более чем 573 миллионов долларов — эти деньги пойдут на борьбу с опиоидной зависимостью.

В числе прочего McKinsey должна прекратить консультировать компании насчет потенциально опасных препаратов, сделать общедоступными десятки тысяч внутренних документов о работе с Purdue Pharma и другими производителями опиоидов, а также хранить всю электронную переписку по этим вопросам в течение следующих пяти лет.

Последнее требование выдвинули, когда стало известно, что в 2018 году два партнера McKinsey предложили удалить все неоднозначные электронные письма на эту тему.

Одни считают, что этот огромный штраф многое изменит в противоречивой ситуации, ведь рекомендации консалтинговой компании могли привести к незаконным действиям.

«После сегодняшнего соглашения… McKinsey больше не сможет проворачивать такие аферы и махинации», — написала на своей странице в Twitter генпрокурор Нью-Йорка Летиция Джеймс. А в New York Times с одобрением отметили, что это «редкий случай, когда [McKinsey] публично привлекли к ответственности за работу с клиентами».

Но некоторые считают, что эти события — очередной пример того, как влиятельные корпорации способствуют преступной деятельности других, при этом руководству не предъявляют никаких обвинений.

«[Что же до] того, перестанет ли McKinsey работать с “сомнительными” клиентами… [сотрудничество с Purdue Pharma] не считалось “сомнительным”, пока об этом не стало известно широкой общественности», — сказал OCCRP Дафф Макдональд, автор книги о McKinsey.

«Неудивительно, что они настаивают на конфиденциальности клиентов. Кто знает, с кем еще они работают и на что в McKinsey готовы пойти за круглую сумму», — сказал Макдональд.

В 2009 году, когда в Северной Америке обострилась «опиоидная эпидемия», McKinsey вместе с руководителями Purdue искала способы «противостоять эмоциональным посланиям от матерей, чьи дети-подростки приняли слишком большую дозу» оксиконтина, фирменного опиоидного препарата Purdue. Об этом писали в New York Times, ссылаясь на судебные материалы.

В 2013 году порядка 50 тысяч граждан США умерли от передозировки опиоидов. В том же году McKinsey посоветовала Purdue лоббировать лидеров фарминдустрии, покупавших все меньше оксиконтина, чтобы они «расслабились».

В 2017 году фармацевты стали все осторожнее продавать опиоиды. В McKinsey подготовили презентацию, предложив Purdue вариант частичного возмещения средств аптекам за любые случаи передозировки оксиконтина.

В результате опиоидного кризиса в США с 2000 по 2021 год погибло более 450 тысяч человек. В мировых соглашениях с McKinsey нет ни слова о правонарушениях или ответственности: в McKinsey утверждают, что вся их работа в прошлом была законной, и компания проявляет «добросовестность и ответственно относится к корпоративной социальной ответственности».